информация о компании: смотрели 4296
Гильдия арбитражных управляющих НП СРО
"Гильдия арбитражных управляющих"
О ГИЛЬДИИ

Пожалуй, наиболее существенной новеллой нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" стало создание в России института саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Согласно новой редакции Закона вместо лицензирования деятельности арбитражных управляющих вводится обязательное членство арбитражного управляющего в одной из саморегулируемых организаций, создаваемых в форме некоммерческих организаций. Целями саморегулируемых организаций является регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Термин "саморегулирование" прочно входит в практику повседневной деловой жизни т.к. саморегулируемые организации являются важнейшим элементом регулирования отношений на рынке во всех современных государствах с развитой экономикой.

Во-первых, саморегулируемые организации объединяют предпринимателей строго по признаку специализации их деятельности.

Во-вторых, саморегулируемые организации устанавливают для своих участников дополнительные стандарты и правила осуществления предпринимательской деятельности, основываясь на правилах, установленных государством.

Саморегулирование рассматривается не просто как одна из возможных форм объединения предпринимателей, но и как принцип организации взаимодействия государства и предпринимательских сообществ. СРО занимает положение медиатора, т.е. выступает посредником между предпринимателем - арбитражным управляющим и государством во всех основных процедурах административного взаимодействия на рынке.

При этом СРО выполняют ряд общественно полезных задач с точки зрения членов таких организаций, как ослабляя прямое административное воздействие государства на рыночные процессы, так и решая следующие общественно полезные задачи с точки зрения самого государства:
- снижая уровень государственного регулирования, отводя на себя значительную часть информационных потоков;
- более профессионально и действенно, регламентируя предпринимательскую деятельность участников, контролируя поведение своих участников.
В
Российской Федерации накоплен пока еще не слишком большой опыт саморегулирования предпринимательских сообществ. В связи с принятием нового федерального закона о банкротстве с декабря 2002 года в Российской Федерации началось создание саморегулируемых организации арбитражных управляющих. Естественно данный процесс требует времени и имеет ряд объективных ограничений, таких как отношение общества к процессам финансового оздоровления и развитость инфраструктуры антикризисного управления.
В Республике Татарстане данный процесс прошел безболезненно, так как начался намного раньше.

Идея создания профессионального сообщества арбитражных управляющих по времени совпадает с началом формирования в республике системы финансового оздоровления организаций должников через применение процедур несостоятельности (банкротства).

19 мая 1999 года при поддержке правительства республики была образована Региональная общественная организация "Гильдия арбитражных управляющих Республики Татарстан". Основными функциями созданного профессионального сообщества явились объединение усилий для защиты интересов арбитражных управляющих, а также содействие разработке и реализации единой государственной политики в сфере финансового оздоровления и банкротства.

Приоритеты дальнейшего развития Гильдии, были озвучены на прошедшей в мае 2001 года Всероссийской научно-практической конференции "О государственном регулировании процедур несостоятельности (банкротства) в условиях современной рыночной экономики" (на опыте Республики Татарстан).

Новый этап, заключающийся в постепенном отходе государства от политики жесткого контроля над процессами несостоятельности (банкротства), повлек за собой качественную переоценку роли и значения Гильдии в новых условиях.

В 2001 году в Татарстане были заложены основы негосударственных форм регулирования процедур несостоятельности (банкротства). Функции регулирования постепенно стали переходить к негосударственным институтам (специализированным управляющим компаниям) при сохранении надзорной функции государства в данном процессе. В этих условиях целью государственного управления в области антикризисного менеджмента было обеспечение в рамках действующего законодательства максимального саморегулирования рынка арбитражного управления.

Уже тогда приоритетной задачей Гильдии арбитражных управляющих было провозглашено ее формирование и дальнейшее развитие как саморегулируемой организации. В частности, еще до принятия нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" была проведена работа по разработке и внедрению в практику деятельности арбитражных управляющих и управляющих компаний стандартов, регламентирующих систему мероприятий по проведению процедур наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства. Целью работы по стандартизации антикризисного управления стало обобщение, систематизация и распространение прогрессивного опыта по реализации антикризисных процедур, что позволило существенно повысить как профессиональный уровень самих арбитражных управляющих, так и уровень специализированных управляющих компаний, непосредственно занимающихся сопровождением процедур несостоятельности (банкротства).

Для повышения профессионального уровня антикризисных управляющих и стимулирования их деятельности Гильдия совместно с Поволжским антикризисным институтом разработала и приняла два важных документа, призванных регламентировать в рамках закона вопросы деятельности арбитражных управляющих. Речь идет прежде всего о принятых общим собранием членов Гильдии методике определения рейтинговой оценки деятельности арбитражных управляющих и порядке определения размера вознаграждения арбитражного управляющего.

Цель разработки рейтинговой оценки своей деятельности самими арбитражными управляющими, заключается, с одной стороны, в стимулировании их деятельности, поскольку результаты рейтинга, несомненно, являются немаловажным критерием при определении кандидатуры арбитражного управляющего на конкретное предприятие. Рейтинговая оценка деятельности кризис-менеджера зависит от объективных показателей его деятельности. Таковыми являются, в частности, непрерывный стаж работы в качестве арбитражного управляющего, наличие успешно проведенных процедур несостоятельности (банкротства), позитивные или негативные характеристики со стороны арбитражного суда, государственных органов, собраний кредиторов.

В то время, результаты рейтинга использовались в качестве рекомендаций при назначении арбитражного управляющего на предприятие.

С другой стороны, публикация результатов рейтинга арбитражных управляющих в СМИ позволило создать условия для максимальной информационной открытости и прозрачности рынка арбитражного управления. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 октября 2001 г. № 732 "О мерах по исполнению решений Совета Безопасности Республики Татарстан от 27 июля 2001 года по вопросу "О состоянии работы по финансовому оздоровлению предприятий и организаций в Республике Татарстан" предписывает в целях обеспечения принципов гласности и конкурсности ввести в практику при проведении процедур несостоятельности (банкротства) регулярную публикацию в средствах массовой информации сведений о рейтинге арбитражных управляющих.

На основе рейтинговой оценки арбитражных управляющих Гильдией принят порядок определения размера вознаграждения арбитражного управляющего, имеющий рекомендательный характер.

Принятие методик рейтинговой оценки кризис-менеджеров и порядка расчета его вознаграждения представляет важный шаг в направлении прозрачности и открытости рынка арбитражного управления, что позволит кредиторам предприятия-должника объективно принимать решения при выборе кандидатуры арбитражного управляющего и установлении ему соответствующего размера вознаграждения.

Результаты рейтинговой оценки арбитражных управляющих, а также результаты проводимых Поволжским антикризисным институтом кадрового аудита и семинаров по повышению профессиональных навыков и умений кризис-менеджеров были положены в основу формирования количественного состава саморегулируемой организации, готовой к работе в условиях изменяющегося законодательства.

Таким образом, подготовка к работе по требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года началась Гильдией арбитражных управляющих задолго до его принятия.
Какой же стала роль и значение Гильдии в свете нового федерального закона?
В соответствии с Уставом и статьей 21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация "Гильдия арбитражных управляющих" осуществляет следующие функции:
- обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
- защита прав и законных интересов своих членов;
- обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства;
- содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.


Основные права Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Гильдия арбитражных управляющих" (п.1 ст. 22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", п. 3.4. Устава):
- представлять законные интересы членов Гильдии в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- уведомлять арбитражные суды Российской Федерации о приобретении статуса саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
- обжаловать в судебном порядке акты и действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы членов Гильдии или группы членов Гильдии;
- подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве;
- применять в отношении членов Гильдии предусмотренные настоящим Уставом и иными документами меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов Гильдии;
- заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве членов Гильдии, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве);
- осуществлять иные установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" полномочия.


Основные обязанности Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Гильдия арбитражных управляющих" (п.2 ст. 22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", п. 3.5. Устава):
- разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми членами Гильдии правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
- контролировать профессиональную деятельность членов Гильдии в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и установленных Гильдией правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
- рассматривать жалобы на действия члена Гильдии, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
- разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, желающим вступить в Гильдию;
- уведомлять арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об исключении члена Гильдии, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в таком деле, в срок не позднее чем три дня с даты его исключения;
- осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов Гильдии, раскрываемой ими для Гильдии в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены настоящим Уставом и иными документами Гильдии;
- осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего;
- осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся членами

Гильдии, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам;
- обеспечивать формирование компенсационного фонда Гильдии.
Следует отметить, что новый закон предоставляет саморегулируемой организации такое существенное полномочие, как предоставление арбитражному суду кандидатур арбитражных управляющих для назначения на предприятия-должники.

К арбитражным управляющим пришло понимание того, что без их тесного взаимодействия с общественной организацией, объединяющей их и осуществляющей свою деятельность на основе разрабатываемых совместно самими арбитражными управляющими стандартов, норм и правил, гарантирующих высокий профессиональный уровень работы и ответственности каждого из ее членов, невозможно дальнейшее повышение качества и эффективности осуществления процедур несостоятельности (банкротства).

Рынок антикризисного управления вошел в цивилизованное русло, начинает формироваться профессиональная культура арбитражных управляющих, осознание необходимости признанных большинством арбитражных управляющих "правил игры" и стандартов их деятельности. В этих условиях не только государство, но и сами арбитражные управляющие в пределах закона, принимают для себя общеприемлемые "правила игры", стандарты своей профессиональной деятельности.

Основными задачами Гильдии являются:
- обеспечение максимальной информационной открытости и прозрачности как деятельности арбитражных управляющих так и самой Гильдии;
- дальнейшее повышение профессионального статуса арбитражного управляющего на основе разработки и внедрения высоких профессиональных стандартов деятельности антикризисных управляющих;
- развитие межрегиональных форм сотрудничества арбитражных управляющих и дальнейшее развитие сети представительств Гильдии в регионах Российской Федерации;
- взаимодействие с арбитражным судом, регулирующим и уполномоченными органами, Российским союзом саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по совершенствованию законодательного регулирования и научно-методического обеспечения деятельности арбитражных управляющих;
- предоставление арбитражному суду высококвалифицированных арбитражных управляющих для назначения на кризисные предприятия;
- работа с аккредитованными организациями, в том числе со специализированными управляющими компаниями, способными эффективно и комплексно осуществлять процедуры финансового оздоровления несостоятельных предприятий;
- осуществление контроля за соблюдением арбитражными управляющими требований действующего законодательства при проведении процедур несостоятельности (банкротства);
- внедрение в практику механизмов привлечения арбитражных управляющих к дисциплинарной ответственности, вплоть до исключения из состава участников Гильдии в случае установления в их действиях нарушений действующего законодательства;
- защита профессиональных интересов антикризисных управляющих - членов Гильдии.

Таким образом, саморегулируемые организации арбитражных управляющих призваны содействовать повышению уровня профессиональной подготовки своих членов, разрабатывать и вводить в действие собственные стандарты профессиональной деятельности, вводить свои системы надзора и контроля качества осуществления антикризисного управления.
Стандарты профессиональной деятельности антикризисных управляющих должны содержать нормативную и методическую регламентацию деятельности антикризисных управляющих при исполнении ими своих функций, а также условия и ограничения на осуществление этого вида деятельности.
Новым законом вводится в практику двухуровневая система стандартов профессиональной деятельности арбитражных управляющих:
- государственный (минимальный) стандарт деятельности арбитражных управляющих;
- стандарт профессиональной деятельности, принятый саморегулируемой организацией.
Стандартами профессиональной деятельности арбитражных управляющих должны стать:
- общие требования к управляющему и организации его деятельности;
- общие требования к порядку проведения основных процедур банкротства;
- требования по составлению основных документов в процедурах банкротства;
- требования к проведению собраний кредиторов;
- требования к организации продажи имущества должника;
- требования по раскрытию информации в ходе процедур банкротства.

Государственный (минимальный) стандарт включает в себя, во-первых, требования к проведению процедур банкротства, установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", и, во-вторых, принимаемыми Правительством РФ на основе Закона правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации, которые включают в себя общие правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов, подготовки отчетов арбитражного управляющего; правила проведения финансового анализа; правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства; правила проведения и сдачи теоретического экзамена; правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего; правила проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов - арбитражных управляющих.

На основе государственного стандарта профессиональной деятельности арбитражных управляющих Советом Гильдии были утверждены документы регламентирующие:
- Правила и стандарты профессиональной деятельности и деловой этики арбитражных управляющих;
- Условия и порядок приема, выхода и исключения из состава членов Гильдии, права и обязанности членов Гильдии;
- Порядок осуществления отбора кандидатур - членов Гильдии для их утверждения в деле о банкротстве;
- Порядок осуществления контроля профессиональной деятельности арбитражных управляющих - членов Гильдии;
- Порядок применения в отношении арбитражных управляющих - членов Гильдии мер дисциплинарной ответственности в случае нарушения ими законодательства и правил профессиональной деятельности, установленных Гильдией;
- Порядок ведения реестра арбитражных управляющих - членов Гильдии;
- Порядок сбора, обработки и хранения информации о профессиональной деятельности арбитражных управляющих - членов Гильдии;
- Порядок прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
- Порядок формирования и расходования средств Компенсационного фонда Гильдии;
- Порядок проведения аккредитации при Гильдии страховых организаций, осуществляющих страхование гражданской ответственности арбитражных управляющих;
- Порядок проведения аккредитации при Гильдии консалтинговых и иных организаций, оказывающих услуги в сфере антикризисного управления;
- Порядок формирования и деятельности представительств Гильдии в субъектах Российской Федерации;
- Порядок и сроки уплаты членских взносов арбитражных управляющих - членов Гильдии.

Ряд из документов первоначально утверждался Гильдией в форме временных положений, призванных еще до принятия Правительством РФ соответствующих нормативных актов сформировать в строгом соответствии с Законом собственную практику при решении соответствующих вопросов. Причем многие основные моменты, нашедшие отражение в принятых в последующем постановлениях Правительства РФ, ранее уже были апробированы в практике деятельности Гильдии (контроль за деятельностью арбитражных управляющих и порядок прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего).

Особенностью разработанных Гильдией правил и стандартов профессиональной деятельности и деловой этики арбитражных управляющих является то, что арбитражные управляющие - члены Гильдии устанавливают в рамках, предоставленных им ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", более жесткие требования к своей деятельности, дополнительные правила поведения в конкретных ситуациях, возникающих при проведении процедур несостоятельности (банкротства). Целью дополнительных требований, которые сами для себя устанавливают арбитражные управляющие - члены Гильдии (в частности, по обеспечению информационной открытости своей деятельности, при осуществлении мер по восстановлению платежеспособности предприятия - должника, по реализации имущества должника, при погашении требований кредиторов и т.д.) является создание условий, направленных на всестороннюю защиту прав и законных интересов должника и кредиторов и способствующих эффективному применению на практике инструментов финансового оздоровления неплатежеспособных организаций.

Налажена система контроля за деятельностью арбитражных управляющих, который осуществляется в виде текущего контроля на основании анализа данных, полученных в результате сбора отчетности арбитражных управляющих и выборочных проверок, проводимых специализированным структурным подразделением - управлением организации и контроля работы арбитражных управляющих.
Какова точка зрения Гильдии по вопросу уплаты членских взносов?

В то же время по вопросу уплаты членских взносов Гильдия придерживается строго дифференцированного подхода, учитывающего возможности каждого конкретно взятого арбитражного управляющего. Дело в том, что Гильдия исходит из того, что сумма членских взносов арбитражных управляющих должна определяться в четко установленном проценте от размера получаемого вознаграждения. При этом, в случае отсутствия вознаграждения, устанавливается минимальный размер членского взноса. Данный вариант является наиболее предпочтительным, поскольку вознаграждения арбитражных управляющих неодинаковы и членские взносы, если их размер будет четко фиксирован, будет неравноценными для различных арбитражных управляющих.

Одним из основных требований, предъявляемых к саморегулируемой организации, является наличие у последней компенсационного фонда.

При этом до принятия постановления Правительства РФ, призванного отрегулировать вопросы формирования и расходования средств компенсационного фонда, Гильдией в форме временного положения предложена в рамках закона собственная точка зрения.

Международный опыт деятельности профессиональных сообществ (Гильдии, ассоциации, союзы и др.) показывает, что многие вступившие в них участники в краткосрочной перспективе не планируют заниматься той профессиональной деятельностью, ради которой они вступили в сообщество. При этом, главной причиной их вступления в сообщество ради занятия тем или иным видом специальной деятельности в долгосрочной перспективе (будь-то адвокат или кризис-менеджер) является приобретение самого права, возможности ее осуществления в будущем. Естественно, в любой момент такие участники, фактически не работавшие в сообществе, могут выйти из его состава, при минимуме понесенных им в связи с таким выходом финансовых издержек. В этих случаях, временное положение о компенсационном фонде Гильдии предусматривает возвращение члену Гильдии взноса в Компенсационный фонд при выходе из состава членов Гильдии при условии, что на протяжении всего периода членства в Гильдии арбитражный управляющий не имел назначений на предприятия в качестве арбитражного управляющего по представлениям Гильдии.

При этом, авторитет Гильдии должно прибавить и то немаловажное обстоятельство, что Гильдия планирует увеличение размера своего компенсационного фонда.

Одним из главных принципов работы арбитражных управляющих - членов Гильдии является принцип работы только с аккредитованными организациями.

Работа с аккредитованными Гильдией организациями является существенным фактором, поддерживающим реализацию принятых Гильдией единых стандартов проведения процедур банкротства, дополнительной гарантией высокого качества оказываемых арбитражным управляющим услуг, что, в конечном счете, способствует максимальной защите интересов как самого должника, так и его кредиторов. При этом требования к аккредитуемым организациям устанавливаются с учетом особенностей реализации антикризисных технологий в том или ином регионе, на территории которого открыто представительство Гильдии.

Гильдия никоим образом не является замкнутой в себе региональной структурой. С момента своего образования приоритетным направлением Гильдии является создание ею представительств в регионах Российской Федерации.

Гильдия действуя фактически в данное время преимущественно на территории Республики Татарстан, полномасштабно осуществляет работу по созданию на территории Приволжского федерального округа сети представительств, в связи с чем численность входящих в Гильдию арбитражных управляющих продолжает расти. Руководствуясь принципом общности материальной ответственности всех членов СРО, Гильдия исходит именно из концепции создания не филиалов, а представительств, которые, с одной стороны, призваны максимально учесть интересы арбитражных управляющих в том или иной регионе, обеспечивая их участие в принятии решений СРО, а с другой стороны, предотвратить опасность излишней децентрализации и разобщенности входящих в СРО арбитражных управляющих, которая в конечном итоге способна привести к росту числа нарушений Закона арбитражными управляющими и причинения последними ущерба лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Все это говорит о том, что, Гильдия не является узкорегиональным объединением, закрытым для взаимодействия с профессионалами арбитражного управления из других республик и областей. Напротив, концепция деятельности Гильдии направлена на сотрудничество с соседями и постоянный обмен опытом. Гильдией созданы представительства в 16 субъектах Российской Федерации, в том числе:

Саратовская область, Нижегородская область, Пермская область, Волгоградская область, Санкт-Петербург, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Кемеровская область, Республика Башкортостан, Екатеринбург, Курск, Тамбов, В Республике Адыгея, Тюмень, Ростов-на-Дону, Самара, Красноярский край, Чеченская Республика, г.Грозный, г.Воронеж


Юрист | Криминал | Новый год | Ювелир | Мебель | Ремонт | Офис | Авто | Кран | Походы | Фэншуй | Керамика | Пошив одежды | Ароматерапия | SMS | TV
2003 Copyright © www.anons.peterlife.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика